Обзор книг о том, как привить детям семейные ценности и как воспитать самодостаточную личность со здоровыми интересами.
В 2024 году, объявленном в России Годом семьи, развитию семейных ценностей и укреплению института семьи уделяется особое внимание. А что такое традиционные семейные ценности? Это любовь и взаимопонимание, доверие и близость, уважение, личностный и духовный рост, счастливое родительство и дети.
Семейные ценности – это то, ради чего человек создает семью, в чём видит её главное предназначение, то, ради чего семья будет существовать и преумножаться. Это любовь и взаимопонимание, доверие и близость, уважение, личностный и духовный рост, счастливое родительство и дети.
Воспитание семейных ценностей является важной задачей как для семьи, так и для школы. И основная цель как родителей, так и педагогов – это вырастить полноценную личность со здоровыми интересами. А для этого нужно находить общий язык с подрастающим поколением.
Хотим рассказать вам о книгах, которые напрямую связаны с этой темой.
Для начала ответьте на вопрос «Зачем ребенок должен идти в школу?». Обратите внимание на формулировку вопроса. Почему должен? Кому должен? Если вы ответите, что он должен сам себе, а почему он себе это должен? Ответы на эти вопросы дает в своей книге «(не) Зачем идти школу?» Дима Зицер – известный педагог, доктор педагогических наук, директор Института неформального образования и психолог. Он выступает с полезными лекциями для родителей. Выпустил более 20 книг, которые посвящены темам семьи, воспитания и обучения.
В своей книге Дмитрий рассказывает о том, как сделать обучение не только продуктивным, но и увлекательным для детей и их родителей, и о том, как вызвать у детей интерес к обучению и получению новых навыков.
Ребенок от природы стремится познавать и учиться чему-то новому! Важно сохранить у него интерес и тягу к знаниям, а также понять, что мешает ему получать удовольствие от учебного процесса. И тогда занятия не будут проходить «из-под палки». Книга «(не) Зачем идти школу?» может выступать помощником в школьные и дошкольные годы.
Следующий автор, про книги которого хотели бы рассказать, – это Екатерина Мурашова. Екатерина – семейный и школьный психолог, писатель, автор подростковых драматических книг. Кроме художественной литературы она издает книги по детской психологии. Её книги помогают грамотно выстроить работу с детьми, привить им интерес к труду и чтению и помогают адаптироваться в окружающем мире.
Одна из ее книг «Ваш непонятный ребенок» – это записки практикующего психолога. Именно в этой книге Мурашова подсказывает, как помочь взрослым и детям разобраться в себе и друг в друге.
В книге идет речь о дошкольниках, детях младшего школьного возраста, а также о подростках. Она может стать настольной книгой для родителей, которые не знают, что делать, если ребенок плохо учится или ввязался в «плохую» компанию. В ней поднимаются такие вопросы:
- Не слишком ли часто мы отмахиваемся от детских проблем, считая их несерьезными?
- Не игнорируем ли детские интересы, считая их ерундой?
- Готовы ли мы распознать на самом начальном этапе зарождающиеся у детей психологические травмы?
А как грамотно выстроить отношения с подростками? Как их воспитывать, чтобы сформировались те ценности, которые в будущем будут его определять, как полноценную личность со здоровыми интересами? Об этом и не только рассказывают авторы книг, о которых пойдет речь ниже.
Ребекка Дерлейн «Подросток в доме». Автор – учитель с 17-летним опытом преподавания подросткам. Она рассказывает, как не поддаваться на манипуляции подросших детей, как мотивировать их, развить в них упорство и ответственность, как помочь им обрести здоровое самоуважение. Словом, как подготовить подростков к трудностям новой, взрослой жизни.
Плюсом книги является то, что автор делится своим личным опытом. Доступно объясняет причины и следствия подростковых поступков, настроения и мотивов действий, объясняет принципы работы подростковой психики и психологию общения с подростками. Главная мысль книги — это то, что подростки – не враги и не избалованные, ничего не ценящие бунтари. Это дети, которые проходят сложный путь становления своей взрослости – с переменным успехом, огромным количеством соблазнов и непониманием ориентиров, т. е. с непониманием того, куда им двигаться в наступающей взрослой жизни.
И если строить взаимодействие с ними грамотно – правильно, с представлением себя на их месте ОТ ИХ ЛИЦА, а не от лица сформировавшегося взрослого себя, смотрящего на их обстоятельства; если понимать, что по факту это все еще дети, которые взрослеют и нуждаются во взрослых, то тогда придет взаимопонимание и возможность оставаться для подростков близкими авторитетными людьми.
Эту же мысль транслируют еще две книги «Наши хорошие подростки» Нелли Литвак и «Взрослеем с подростком» Екатерины Бурмистровой.
Нелли Литвак – профессор математики, преподаватель в Университете Твенте (Нидерланды), автор более 60 научных работ и книг, а еще мама двух дочерей. Главным своим достижением автор считает сохранение хороших отношений со старшей дочерью. Работая над книгой «Наши хорошие подростки», Нелли сравнила традиции образования и воспитания в России и Голландии и систематизировала собственные методы и опыт общения с подростками.
А Екатерина Бурмистрова, семейный психотерапевт и детский психолог, в своей книге «Взрослеем с подростком» она разбирает конкретные ситуации, которые возникают по мере взросления ребенка. Екатерина анализирует причины возникновения проблем – от социальных до физиологических и психологических.
Все перечисленные книги помогут лучше понимать детей и подростков, выстраивать с ними грамотные взаимоотношения и самое главное подскажут, как привить им традиционные ценности.
Книги можно взять в Центральной городской библиотеке Рубцовска по адресу: пр. Ленина, 137б.