Ежегодно 18 мая во всём мире отмечается Международный день музеев. Сотрудники отдела искусств центральной городской библиотеки рассказали о том, как складывалась судьба российских музеев в годы Великой Отечественной войны.

155 музеев вошли в Перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Государственный Эрмитаж лишился 1685 предметов, а Сталинградская картинная галерея, в которой хранилось 618 экспонатов, была полностью уничтожена в результате бомбардировок.

Эвакуация музеев западной части Советского Союза началась в первый же день войны. В считанные дни музейные работники составляли списки ценностей, добивались разрешения на эвакуацию, искали транспорт и упаковывали экспонаты. На баржах, пароходах, в товарных поездах самые ценные предметы искусства переправлялись вглубь страны — туда, где они будут храниться в безопасности до конца войны.

КремльМузеи Московского Кремля. Коллекцию Оружейной палаты вывезли на Урал, в Свердловск. Там была составлена охранная опись коллекции, реставрировались некоторые экспонаты: привели в порядок трофеи Полтавской битвы, часы работы Майкла Меддокса (XVIII век), восстановили коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны. В 1945 году музей вернулся в Москву и экспозиция в Оружейной палате была полностью восстановлена. Первыми ее посетителями стали солдаты Кремлевского гарнизона, которые помогали перевозить ценности.

 

Дарвин

Государственный Дарвиновский музей. Часть его экспонатов (скелеты двух птиц — вымерших видов, атлас Дж. Одюбона «Птицы Америки» (сегодня это самая дорогая в мире печатная книга из проданных на аукционе), чучела тропических птиц, ценные шкуры животных) были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря. Оставшиеся в музее коллекции опустили в подвалы. Во время авианалетов в бомбоубежище Дарвиновского музея детям показывали диафильмы, читали лекции на военную тематику в госпиталях.

 

 

Зоологический

Зоологический музей МГУ им. М. Ломоносова перестал принимать посетителей сразу же после начала войны. К эвакуации подготовили большую часть музейной коллекции. Однако попытка вывезти ценности не сразу удалась, в Южном порту экспонаты пролежали больше месяца, затем их отправили по железной дороге в Ашхабад. В октябре 1941 года в музей попала бомба. Экспонаты, перенесли в Нижний зал и подвальные помещения. Музей начал работать уже весной 1942 г. Не прекращалась и научная деятельность сотрудников - в эвакуации они изучали фауну регионов, старались пополнить экспозицию новыми экспонатами. В 1943 году эвакуированные ценности вернулись в Москву, а в 1945 году музей открыл для посетителей все залы.

 

Севастополь

Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя (Севастопольская панорама). К началу войны полотно панорамы было уже ветхим, однако было принято решение эвакуировать живописную часть. Но военное командование не дало разрешения, и панорама осталась на месте — разобрали только ее предметный план. В июне 1942 года в музей попали бомбы. Пожар тушили все, кто находился в этот день поблизости; горящее полотно резали, стараясь уберечь от разрушения хотя бы его часть. Из охваченного огнем здания вынесли примерно две трети полотна и некоторые картины. Корабль, на котором перевозили полотна, попал под бомбежку, и фрагменты пострадали от морской воды. В Новороссийске их просушили, упаковали заново и отправили дальше в эвакуацию. В 1942 году панорамное полотно доставили в филиал Третьяковской галереи в Новосибирске. Реставраторы нашли на нем больше 6 тыс. повреждений. Начались восстановительные работы. Для хранения фрагменты накатали на большие деревянные валы. После окончания войны их временно переправили в Москву, а затем в Загорск. С 1952 года по оставшимся фрагментам и фотографиям 18 художников начали воссоздавать панораму в заново отстроенном здании, а 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя, музей был торжественно открыт.

 

Царское Село

Государственный музей-заповедник «Царское Село». Последняя экскурсия в Екатерининском дворце прошла 22 июня 1941 года. Вспоминает сотрудник дворца-музея Вера Лемус: «С этого дня содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке вглубь страны старинных картин, мебели, обивочных тканей, фарфора и множества других предметов историко-художественного значения». Параллельно сотрудники музея пытались сохранить здание дворца: паркеты укрывали ковровыми дорожками (ворсом вниз); чердачные перекрытия смазывали суперфосфатом, чтобы сберечь от пожара; окна забивали досками. Янтарную комнату и стеклянную облицовку спальни Екатерины II оклеили папиросной бумагой.

В начале сентября начались непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы города Пушкина, и вскоре его оккупировали немцы. Оставшиеся во дворце коллекции были уничтожены или вывезены на Запад.

После освобождения Ленинграда началась работа по возвращению экспонатов. Последняя партия ценного груза прибыла уже в 1945 году. Музейные работники вновь дежурили круглосуточно: вскрывали ящики, готовили научную документацию по восстановлению архитектурных памятников, налаживали экскурсионную работу. 65 % музейных предметов из четырех пригородных дворцов-музеев были утрачены в годы войны.